Церковь благовествующая

Все православные христиане, приемлющие Никео-цареградский Символ веры, согласны в том, что целью воплощения Бога Слова было спасение людей. Спасение есть, в конечном смысле, соединение людей с Богом чрез Сына Божия Исуса Христа. Единство спасающихся есть прежде веков избранная и освященная Христом на земле Церковь. Итак, спасение всех предузнанных Богом, призванных и познавших Его во Христе является не только целью, но и самым содержанием жизни Церкви.

Воскресение Христово. Галич, 18в.

Христос, Непорочный Агнец Божий, уготованный на заколение Предвечным Советом Святой Троицы, приняв человеческое естество («зрак раба»), послушлив был Отцу Своему даже до смерти, и по всему исполнил Его святую и спасительную для нас волю. Всесильный Бог воплотившийся, Единый Сущий без греха Человек, - дал Себя на убиение тем, которые, окаменев сердцем, в страшном неразумии и гордости до конца избрали свою волю, а не Божию. Этой страшной и неизреченной жертвой Христос избавил нас от рабства дияволу и плоти, смертного истления и ада – тяжких последствий совершенного нашими прародителями греха, главным смыслом которого было самоволие.

Христос принял распятие и смерть, не противясь злобе, и, по пророческим словам псалма, «возшел на высоту, пленил... плен, прият даяния в человецех, ибо непокаряющияся еже вселитися» (Пс. 67, 19). То есть, взойдя на Крест, пленил злую, непокорную волю человеческую, возвратил ее в послушание Отцу небесному, чтобы вселить человека в потерянный им рай. Но как совершилась эта победа? – Дивным образом. Христос не отнял и не подавил нашу волю, вовсе нет, - Он до скончания века оставил ее свободной. Он, собственно говоря, и даровал ей подлинную свободу от насилия диявола, заключившего человека в узах «похоти плоти, похоти очес и гордости житейской» (1 Ин. 2,16). За тысячелетия, прошедшие после падения, люди пришли в такое состояние, при котором наш ум, лукавый, дерзкий и непокорный перед Богом, рабствует перед низкими похотями плоти, и легко пленяется даже самыми неестественными побуждениями, которыми прельщает его враг. Исцеляя эту всецело охватившую человеческое естество болезнь, Небесный Агнец отдает Себя, Свое Тело и Кровь, - которые Он воспринял от человечества через воплощение от Пречистой Девы и соединил с Божеством Своим, - познавшим Его людям, освящает их Своим Духом и теснейшим образом соединяется с каждым из них. Им, прежде бывшим чадами гнева, «Он даровал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1,12), братиями Своими, - Сам по всему, кроме греха, уподобившись им (Евр. 2,12,17), и их соделывая подобными Себе (1 Пет. 1,15; 2,5; 1 Кор. 11,1). Страшное и недомыслимое таинство! Руки возненавидевших Его и отвергших ранят Его бичами, пригвождают ко Кресту, пронзают в ребра, - а уста возлюбивших и уверовавших в Него снедают Его Тело и испивают Кровь, принимают в себя Его Святой Дух, и приобщаются Его Божеству, Его премирной крестной любви, Его воскресению, вечной жизни и славе. Соединяясь со Христом, они соединяются и между собою во единое Тело, единый народ Божий, в жилах которого течет чистая Кровь Единого Безгрешного. Голос этой обоженной Крови зовет их от земли к небесному Отечеству. И, слыша евангельский зов Сына Божия, ставшего им братом, по причастию единой Плоти и Крови: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и вслед Мене грядет» (Мк. 8,34), - чада этого священного народа идут путем Креста, предавая свою волю в послушание Христово, распиная миру плоть, со страстьми и похотьми (Гал. 5,24), идут на муки, скорби, злострадания ради Воскресения и Царствия небесного.

Итак, Церковь есть единство приобщающихся Кресту, страстям Христовым, сливающих свою кровь с пречистою Кровию Владыки, соединяющихся с Ним и между собою во единое Тело. Если через одно грехопадение Адама все потомки его приобщились смерти и тлению, то несомненно, что в едином жертвоприношении Агнца Божия, подъявшего на Себя грехи мира, Спасителя нашего Исуса Христа, все уверовавшие в Него во всех концах земли приобщились истинной жизни, и животворящая кровь Христова движется в них, и дышит в них Его животворящий Дух. Произошло новое творение человека; возникло обновленное человечество, которому, по воле Искупившего его, дано возрастать в любви Христовой, неутомимо стремиться к уподоблению Богу и, наконец, во всеобщем Воскресении соединиться с Ним.

* * *

Однако, нашим телесным очам видится, что стадо православных христиан, соединенных верою и любовью, которое и представляется нам Церковью Бога живого, в нынешнее время как по количеству очень умалено в мире, так и духовными дарованиями и любовью оскудевает. Некоторые из нас считают излишним ждать какого-то изменения к лучшему в этом, и мыслят, что так тому и подобает быть в последнее время. Одни христианские страны, которые некогда освятила обильно пролитая мученическая кровь, где просияли сонмы преподобных подвижников, где возглашали слово Божие пастыри, проповедь которых облетела вселенную, - эти страны, как века назад были завоеваны иноверными народами, так и остаются под их властью, без всякой надежды на восстановление в них прежнего благочестия. В иных же странах, оставшихся по имени христианскими, древнецерковное учение оказалось в большей или меньшей степени искажено разными заблуждениями. Поэтому многие христиане и не находят ничего несообразного в той мысли, что вся сущая на лице земли Соборная и Апостольская Церковь, в силу некоторых причин, может, наконец, умалиться до границ одной страны и одного народа, и даже до малой части этого народа.

Чтобы оценить богословскую правомерность такого мнения, для начала предлагаю обратиться к тексту Послания апостола Павла к Римлянам. Пространно говоря в предшествующих главах этого послания о судьбах ожесточившегося против Христа израильского народа, Апостол заключает следующим рассуждением:

Апостол Павел, Византия, 14в.

«Итак, говорю: неужели Бог отринул народ Свой? Никак. Ибо и я израильтянин, от семени Авраамова, колена Вениаминова. Не отринул Бог народ Свой, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии, как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи, пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили, и я остался один, и ищут душу мою. Но что говорит ему Божеский ответ? Я оставил Себе семь тысяч человек, которые не приклонили колена перед Ваалом. Так и в нынешнее время есть остаток, по избранию благодати. Но если по благодати, то не от дел; ибо тогда благодать не была бы благодатью. Если же от дел, то это уже не благодать; ибо иначе дело уже не есть дело. Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, прочие же ожесточились... Итак, я говорю: неужели они преткнулись, чтобы отпасть? Да не будет! Но в их падении – спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их – богатство миру, и лишение их – богатство язычникам, то насколько более – исполнение их. Вам говорю, язычникам, - так как я апостол язычников, то служение свое славлю: не возбужу ли ревность в своем народе (по-гречески буквально: своей плоти) и спасу некоторых из них! Ибо если отвержение их – примирение мира, то что – приятие, как не жизнь из мертвых? Если начаток свят, то и примешанное к нему. Если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, будучи дикой маслиной, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же хвалишься, - то не ты корень держишь, а корень тебя. Но ты скажешь: ветви отломились, чтобы мне привиться. Хорошо; они неверием отломились, а ты верой держишься. Не высокомудрствуй, но бойся. Ибо если Бог природных ветвей не пощадил, то может и тебя не пощадить. Смотри на благость и на отсечение у Бога: отсечение падших, к тебе же - благость, если пребудешь во благости; иначе и ты будешь отсечен. И они, если не пребудут в неверии, привьются. Ибо силен Бог снова привить их. Ибо если ты, отсеченный от природной своей дикой маслины, не по природе привился к хорошей маслине, тем более эти природные привьются к своей маслине. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, чтобы вы не мудрствовали о себе, что ожесточение отчасти произошло во Израиле, до того как войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавляющий и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня (Ис. 59,20-21), когда сниму с них грехи их. По отношению к Евангелию, они – враги, ради вас; а по отношению к избранию, - возлюбленные, ради отцов. Ибо нераскаянны (буквальный перевод с греческого; так стоит и в славянском тексте. Русский Синодальный перевод: непреложны – неточно передает смысл) у Бога дарования и призвание. Как вы некогда противились Богу, ныне же помилованы, по их непокорению, так и они ныне непокорны, для помилования вашего, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех Господь заключил в непокорение, чтобы всех помиловать. О, глубина богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы суды Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?.. Ибо всё из Него, и Им, и к Нему. Ему слава во веки, аминь.» (Рим. 11,1-7, 11-34, 36)

К одному ли народу Израильскому относится то, что говорит Апостол, уверяя нас в грядущем обращении и спасении потомков тех, которые распяли своего Господа? И ради одних ли верных истинному Богу праотцев своих спасется Израиль?

Как праотцы угодили Богу верою, так и Израиль спасется верою, и никак иначе. И после пришествия Христова это есть никакая другая вера, как только вера в пришедшего в мир, пострадавшего и воскресшего Господа Исуса Христа, Сына Божия единородного. Без этой веры Израиль не спасется. Спасение всему человеческому роду, всем его племенам и языкам, открыто излиянием честной Крови Сына Божия, которая только одна может очистить нас от всякого греха (1 Ин. 1,7). Обетование дано праотцам ради их веры, и это есть великий дар Божий, ибо мы не знаем никого другого в древних веках истории человечества, до пришествия Христа, кто получил бы от Бога такое обетование. Но исполнение его – только во Христе. Спасение для всех одно. И не таков суд Божий, чтобы в конце концов были вновь призваны и помилованы чада одного некогда избранного, но затем в большей своей части отпадшего, народа, а чада христианских народов, не сохранивших по всему чистоты благочестия, были с презрением до конца отвергнуты и соблюдались бы только как сено вечному огню. Святые Христовы, которые воссияли из великого множества племен и явили плоды веры не меньшей, чем у Авраама, суть истинные граждане небесного Иеросалима и истинные израильтяне. К ним, и к тем, кто следует за их верой и делами, равно как и к нам, если мы не тщетно приняли благодать Божию (Кор. 6,1), - относится апостольское слово: «все вы сыны Божии по вере во Христа Исуса... Если же вы Христовы, то вы – семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3,26, 29).

Страшный Суд. Новгород, 16в.

Поэтому то, что сказано Апостолом о призвании язычников, об отпадении и грядущем обращении евреев, не в меньшей степени может быть отнесено и к другим народам, а наипаче к народам, составлявшим некогда единую кафолическую Церковь. Ибо слова: «всех Господь заключил в непокорение, чтобы всех помиловать», являют цель Господа: всех помиловать. Непременно и они будут помилованы и вновь призваны в любовь Христову, которую Он изначально завещал Своим ученикам. Завет, заключенный с ними, больше Авраамова, ибо он скреплен Кровью Сына Божия, Который единожды за всех вкусил смерть, восшел в пренебесное святилище и приобрел вечное искупление (Евр. 2,9; 9,12). Эта животворящая Кровь, пролитая за них, никогда не потеряет свою цену, превысшую всех сокровищ мира. Она не подобна простой человеческой крови, которая в мертвых, отсеченных членах застывает и более не движется, но она есть причастие самой истинной Жизни. Голос Божией Крови (выражение из канона в нед. Цветоносную, песнь 6), смешанной с кровью мучеников - сынов и дочерей народов Востока и Запада, ходатайствует и ныне за их потомков, впавших в некие искушения и недоумения о вере. Она остается залогом и их грядущего обращения и примирения во единстве веры и любви, которое, как мы уже говорили, есть Церковь.

Тот же апостол в другом месте пишет:

«Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, ... ибо это хорошо и угодно пред Спасителем нашим Богом, Который хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины. Ибо един есть Бог, и един Ходатай между Богом и человеками, человек Исус Христос, давший Себя во искупление за всех» (1Тим. 1, 3-5).

Для чего же Павел усиленно заповедует христианам молиться о спасении всех, для чего и ныне эта его заповедь повторяется в Церкви, если огромнейшая часть наших братьев отпала безвозвратно, и если православным христианам, хранителям истинного апостольского духа, уже нет никакой возможности и надежды делом послужить их обращению? Тогда получается, что о проповеди мусульманам, или индусам, или китайским конфуцианцам, - теперь и думать нечего?

* * *

О чем свидетельствует нам Писание? Утверждает ли оно в надежде, что сущая на земле Церковь явится миру в обновленной юности, красоте и силе, и привлечет к своему единству тех, которые до сих пор еще не познали Христа, и тех, которые познали, но отпали от ее единства? Или же, напротив, в нем мы убеждаемся в необратимости нынешнего упадка и умаления (что не исключает, конечно, немногочисленных обращений некоторых из иноверных и отпадших в православную веру)?

Писание дает на это ответ, ясный для непредвзятого взгляда. Он содержится в словах той молитвы Господа Исуса Христа, с которою Он обращался к Богу Отцу перед Своим Крестным страданием. (Как известно, первая половина приведенного ниже евангельского текста читается на Божественной литургии в дни воспоминания Вселенских соборов.)

Моление о чаше. Новгород, 15в.

«Я явил имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что всё, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, ибо они Твои. И все Мое – Твое, и Твое – Мое; и я прославился в них. Я уже не в мире, но они – в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели радость Мою исполненной в себе. Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от неприязни (в греческом стоит: апо ту пониру, - те же слова, которые в молитве «Отче наш» переводятся: от лукавого). (...) Освяти их во истине Твоей; слово Твое есть истина. Как Ты меня послал в мир, и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены во истине. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино. Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, - и они да будут в Нас едино: да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы – едино. Я - в них, и Ты – во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17,6-15, 17-24).

Слова этой Господней молитвы многому нас научают. Господь явственно говорит, что те, которые уверовали в Него, предъизбраны Божиим промыслом и отделены от остального мира, живущего во лжи и грехе. Не прося Отца «о всем мире», т. е. обо всех людях, Господь дает нам знать, что не всем вообще, верным и неверным, праведным и злым, будет даровано спасение (как полагал, например, Ориген). Но об апостолах и о тех, которые по их слову познают веру, Он с усердием и уверенностью молит Отца, зная, что моление Его исполнено будет. Может ли Отец не исполнить прошение Сына Своего единородного, Который во всем исполнил волю Отца, «послушлив быв даже до смерти» (Флп. 2,8)? Да и о чем другом мог просить Христос Отца перед Своим спасительным Жертвоприношением, как не о том, ради чего и послан был в мир!

Но избранники Божии, чада благодати, спасутся не автоматически. Их избрание, предведение о них означает то, что Господь наперед знал (как Он ведает и всё остальное), что они уверуют и покажут усердное желание ко спасению. Христос не молит Отца вывести верующих из мира, «лежащего во зле» (1 Ин. 5,19) и непримиримо враждебного к ним, ибо в победной битве с миром они получат венцы славы. Но зная коварство лукавого, прилагающего все усилия, чтобы «прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24,24), Он просит покрыть своих учеников от этих козней.

Христос Великий Архиерей. 15в.

Затем следует прошение «освятить их во истине» (в греческом буквально сказано: ен алифиа – во истине; в славянском – во истину. Русский Синодальный перевод: истиною – неточен и по форме, и по смыслу). Смысл этого прошения многогранен; разные толкования не исключают, а скорее дополняют друг друга. С одной стороны, освящение «во истине» противополагается ветхозаветным священнодействиям, которые были лишь образами и тенями евангельской истины, открывшейся в пришествии и в премирном священнодействии Великого Архиерея – Христа (тем более, что Истиною Он в других местах Евангелия называет Самого Себя). Жертва, принесенная за нас Сыном Божиим, – единственна и действенна на все века. «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10,14), - учит Павел. И еще говорит: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славной Церковью, не имеющею пятна, или порока, чего-либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна» (Еф. 5,25-27). Поэтому святость есть непреложное свойство Церкви, основанной и искупленной Христом. Она навсегда принадлежит только Богу, подвластна только Ему и отделена словом Его закона и очистительною банею крещения от всего того, что чуждо воле Божией, что недостойно Бога и Его Царствия.

С другой стороны, благодатию Святого Духа, вскоре сошедшего на апостолов, и они сами, и те, которые будут после них, - вся Церковь, - посвящены на благовествование Христовой истины человечеству. Такое понимание данного места тоже вполне приемлемо, ибо между двумя стихами, 17-м и 19-м, где дважды говорится об «освящении во истине», стоят, очевидно связанные с ними одной мыслью, следующие слова: «Как Ты послал Меня в мир, и Я послал их в мир». Итак, это освящение есть дарование верным, т.е. Церкви, - благодати апостольства, посланничества (по-гречески: апостелло – посылаю) в мир для возвещения Евангелия Царствия Божия. И если, как мы читали у Апостола, «нераскаянны у Бога» даже ветхозаветные «дарования и призвание», тем более это можно сказать о дарованиях, оплаченных пречистой и животворящей Кровью Сына Божия. Если освящаемые ею «навсегда совершенны», значит, дар апостольства у Церкви Христовой никогда не оскудеет и не будет оставаться втуне. Она всегда будет не только апостольской по имени, но во все времена будет ею по сути, по образу своего бытия в мире. И потому именно так она сама определяет себя в принятом и утвержденном ею, по научению Святого Духа, Символе веры.

Далее Господь просит Отца Своего утвердить учеников в единстве, повторяя и усиливая свое прошение, чтобы показать, что это дело величайшей важности. Блаж. Феофилакт Болгарский объясняет, что это единство и есть главная, первостепенная слава учеников Христовых, имеющая преимущество перед славой знамений и чудес. Наш ум поражает уподобление согласия и любви, к которым призваны христиане, с неизреченным, недомыслимым единосущием Святой Троицы. И не только призывает нас к этому Господь, но Сам молит Отца о том, чтобы такое, превышающее наши земные представления, единство нам было даровано. Значит, и оно является не предполагаемым, но не достижимым на земле идеалом, а необходимейшим, существенным качеством Церкви. И, согласно с волей и словом нашего Великого Первосвященника, оно должно быть и будет достигнуто. По его наличию больше, чем по знамениям и чудесам, мир познает, что Христос есть Сын Божий, единосущный Отцу, то есть имеющий Отца в Себе, и Сам сущий во Отце. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13,34-35). Церковь, живущая среди разделенного враждою мира, проповедуя как словом истины, так и взаимною любовью и единодушием своих членов, осуществляет в нем благовествование Христово. Лучше сказать, Сам Христос благовествует через Церковь, «пребывающую в Его любви» (Ин. 15,9). Сопоставляя рассматриваемые слова Христовой молитвы с Символом веры, мы можем сказать, что в них утверждаются такие существенные свойства Церкви, как единство и соборность (кафоличность).

Подведем итог. В словах первосвященнической молитвы Господа нашего в сокращении дано учение о Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. В них мы обретаем и твердое, истиннейшее уверение в том, что Церковь никогда не прекратится, но в самый день Второго пришествия и конечного Суда предстанет пред Христом по всему непорочной и совершенной, действенно исполняющей спасительное Христово служение человечеству.

Более того, Церковь, по Вышнему изволению, - как научаемся мы из тех же слов, - есть живой образ великих таинств спасительной Веры: соединения Божества с человечеством во Христе («Я – в них») и неразделимого Божественного единства во Святой Троице («Ты – во Мне»). Но в какой мере и чистоте этот образ будет явлен миру, зависит от того, как мы, члены Церкви, созидаем и храним между собою то единение, ту святую любовь, которые заповедал нам Христос.

* * *

На это могут заметить, что в Евангелии и у апостолов предсказано на последние времена не только оскудение любви, но и прельщение многих лжехристами и лжепророками и, наконец, воцарение последнего антихриста, которому поклонятся царства и народы (Мф. 24,1-24; 1 Ин. 2,18; 4,3; 2 Фес. 2,1-12; Откр. 12-13). И даже такой горький вопрос задает Господь, согласно Евангелию от Луки: «...Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18,8) Как, в своем видимом состоянии, Церковь может явить в это время образ Христов?

Господь не случайно говорит в этом месте о будущем в форме вопроса. И смысл его не тот, что якобы Он не найдет на земле никого из верующих. Это противоречило бы всему остальному Писанию. Тогда не было бы сказано у Матфея: «будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий» (Мф. 24,44), и не было бы притчи о верном и благоразумном рабе (Мф. 24,45-51) и о мудрых девах, приготовивших светильники в ожидании жениха (Мф. 25,1-13). И у самого Луки пророчество Господа о грядущих бедствиях последнего времени сопровождается ободрениями: «...Я дам вам уста и премудрость, которой не смогу противиться... И волос с головы вашей не пропадет; в терпении вашем сохраните души ваши. ...Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21,5,18-19, 28). И кончается оно такой заповедью: «бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всего этого, имеющего быть, и предстать пред Сыном Человеческим» (Лк. 21,36). Исходя из этого свидетельства, а также из образного пророческого описания тех же событий в Откровении Иоанна Богослова, можно предвидеть, что Церковь даже в крайних бедствиях последних времен сохранится в единстве, правой вере, добродетели и в полноте благодатных дарований Духа. Вспомним, как, например, говорит об этих дарах Исаия в пророчестве о Христе: «И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, и страхом Господним исполнится» (Ис. 11,2-3). Сопоставляя слова Исаии с обещаниями Господа касательно последнего времени, приведенными у Луки, мы видим, что дары эти в Церкви не оскудеют, и ими она будет свидетельствовать о Христе при всех гонениях.

А сколь широко Церковь будет тогда распространена по земле, и какова будет численность «благих и верных рабов» и «мудрых дев», - об этом нигде в Писании не сказано, да и гадать нам не полезно. Но вопрос: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» – прямо обращен к каждому из нас. Он может быть иными словами выражен так: «Когда Я приду, найду ли в тебе веру и те дела, которые ей свойственны?» Сообразно с этим, непосредственно перед этим вопросом в Евангелии сказано: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь?.. Сказываю вам, что сотворит отмщение их вскоре» (Лк. 18,7-8). Этими словами Господь увещевает не изнемогать и не отчаиваться в искушениях, но с верою терпеть в непрестанной молитве. Но так как многие, даже наученные из Писания, даже и опытом познавшие силу и милосердие Божие, - одни в бедствиях, а иные в суете и попечениях житейских, - отпадают от веры и спасительного упования, Господь, уча нас всегда испытывать свою совесть, задает нам вопрос о том, найдет ли он в наших сердцах веру в час Своего пришествия. Он говорит, чтобы мы, с одной стороны, не расслаблялись и не забывали о будущей кончине, о Пришествии и о Суде, и грядущие испытания не захватили бы нас врасплох, а с другой, - чтобы не были самонадеянны, как Петр, который с горячностью обещался Господу положить за Него душу свою, но всего лишь через несколько часов трижды отрекся от своего Божественного Учителя.

Будем же молиться, да не впадем в искушение, но да сохраним навсегда верность Спасителю нашему, пролившему за нас Свою честную кровь. Но исследованные нами евангельские слова не дают никакого основания для того, чтобы ставить пределы Его промыслу и полагать, что громадное большинство стран и народов (едва ли не все) не дадут из своего числа верных и спасающихся в последнее время.

* * *

Напомним, что и обращение Израиля к своему Избавителю, о чем сказано в Послании к Римлянам, еще не совершилось. А оно произойдет после вхождения «исполнения язычников», которого мы тоже еще не видим. Мы совсем не имеем в виду, что еще до Второго пришествия Христова случится как бы принудительное обращение к Церкви всех иудеев и язычников, ибо и это было бы несогласно Писанию. Но веруем именно тому, что сказал Христос: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24,14). Все свидетельства Писания согласуются между собою, если допустить, что при этом-то проповедании Евангелия по вселенной войдет в Церковь исполнение язычников, и обратятся иудеи, и вернется множество прежде отступивших, и, таким образом, Церковь перед концом распространится до краев земли.

Ибо где еще может быть истинно проповедано слово Божие, как не в Церкви? Потому она и называется по-гречески «екклисиа», т. е. «собрание» или «созвание» (от слова: еккалео – созывать), потому она и зовется, по священному Символу веры, кафолической (т. е. всеобщей; связано со словом: кафолу – вообще, в целом), или, по славянскому переводу этого слова, соборной, - что созывает, собирает в единомыслие веры избранные начатки всего человечества. А апостольской зовется она не только по той причине, что сохраняет предание апостольской веры. Не только потому, что апостолами основаны первые христианские церкви, и от апостолов идет в них иерархическая преемственность. Но еще и потому, что она, как уже было сказано, от начала и доныне, и до конца времен апостольствует, по слову Господа нашего, научая все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Он заповедал (Мф. 28,19-20). Это спасительное дело чрез нее осуществляет Сам Христос, Который имеет «всякую власть на небе и на земле» (Мф. 28,18) и пребывает в Церкви «во все дни до скончания века» (Мф. 28,20).

* * *

Как же именно будет совершен этот превеликий подвиг? В какие сроки? Чьими трудами? Всё это, как и многое другое, нам не возвещено подробно. А имеем мы от Христа нашего повеление неустанно умножать драгоценное, «очищенное седмерицею» (Пс. 11,7) серебро святых Господних словес. Он вверил нам его, чтобы «куплю деять» до тех пор, пока придет (Лк.19,13). И предостерег, чтобы мы не уподоблялись нерадивому рабу, который, видя, что Господин его медлит возвратиться, стал растрачивать Его имение (Мф. 24,51). Достаточно нам и этого, чтобы, не пытая о сроках, «которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1,7), но «работая Господу со страхом, и радуяся Ему с трепетом» (Пс. 2, 12), мы несли свидетельство о Нем ближним и дальним, «даже до последних земли» (Деян. 1,8).

Нигде в Писании, и никем из святых не сказано, что все труды благовествования уже понесли апостолы и древние отцы, а нам только остается почивать на собранном ими достоянии. Как достаточно показано выше, главные труды апостольства – впереди. Ибо живем мы в еще более «лукавые дни», нежели они, и бьемся с более ухищренным и ожесточенным сопротивлением миродержителей тьмы века сего. И само предание Церкви, которое нам предстоит донести как до тех, кто не знал истинного Бога, так и до отпадших, - это предание, оставаясь по сути одним и тем же, в своих формах и средствах выражения значительно обогатилось, пройдя сквозь века, страны и народы. Наше поле деятельности – весь многообразный огромный мир. Во всех концах его нас ждут, пока незнакомые нам, братья и сестры, искони предуведанные, пронареченные, соблюденные у Бога.

Через апостольское служение одних, и спасительное рождение и возрастание в жизнь вечную других, - соделывается то, о чем пишет апостол Павел в Послании к Ефесянам: «Он (т.е. Христос) поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру возраста полноты Христа (так буквально; русский Синодальный перевод кажется, на первый взгляд, понятнее, но на самом деле искажает смысл). Да не будем более младенцами, волнуемыми и увлекаемыми всяким ветром учения, по лукавству человеческому, по ловкости в искусстве обмана, но творя истину в любви, будем всё возращать в Того, Который есть глава – Христос, из Которого всё тело, составляемое и соединяемое оказанием всякой поддержки, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение (тела) (это слово кажется излишним, но оно стоит в греческом и славянском тексте) для созидания себя в любви» (Еф. 4,11-16).

Здесь Апостол выражает весьма важную мысль, что Церковь, как Тело Христово, имеет совершенство не изначально, с момента ее искупления на Кресте, и не без участия ее членов, но именно по силе их одухотворенного Христовою любовью участия во всяком служении, какое кому Бог поручил. В их совместном духовном созидании, в проповеди неверующим, в обращении заблудших и отпавших (о чем говорят слова: «доколе все придем во единство веры и познания Сына Божия»), Тело возрастает до «меры возраста полноты Христа». Стало быть, до совершения этих дел Христос в церковном теле в полную меру отобразиться не может. Без забытых нами, ненайденных, отогнанных, соблазнившихся, падших в заблуждения и грехи, и прочих пока отделенных от нас, но предузнанных у Бога, наших братьев Церковь является Телом Христовым еще не в полноте, не в совершенстве. Когда же исполнение совершится, тогда и наш Спаситель «приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным во всех веровавших» (2 Фес.1,10), и мы уже навсегда с Господом будем (1Фес.4, 17).

Поэтому живой и действенный, не отмерший член Тела Христова, тот, в котором дышит Дух Божий, - исполняется любовью как к «огненной Главе» своей (слова из Чина иноческого пострижения), так и к другим членам, не только связанным с ним узами совместного исповедания и молитвы, но и еще отделенным и даже незнаемым. И без этого непрестанного влечения истинная Церковь жить не может. В этом и состоит, с человеческой стороны, «уготование благовествования миру» (Еф. 6,15), которым, по Апостолу, должен быть облечен и утвержден каждый христианин, чтобы возмочь «противиться в день лют». Если к благовествованию мы себя не уготовляли, если светом миру (Мф. 5,14) мы не были, то и в день искушения устоять против козней лукавого навряд ли сможем. Ибо в деле спасения – законы, установленные Самим Начальником спасения (Евр. 2,10), непреложны; пути, проложенные Им для людей, - единственно правы и истинны. Только они вводят в вечную жизнь, и только Сам Он является Первообразом для всех святых, для всех спасающихся. Поэтому делать, или не делать Христово дело спасения мира, – такой вопрос для Церкви даже не стоит. Куда повелевает Глава, туда обращается и Тело со всеми своими членами. А ленящийся и небрегущий – явно показывает себя, что он не от Тела Христова.

Страшно ли нам это предприятие, бесконечно превышающее наши скудные силы и разум? Да, по-человечески страшно, - но у Бога все возможно. И если, несмотря на все приведенные свидетельства, кому-то из чад церковных сказанное здесь продолжает казаться невероятным, стоит привести еще одно пророчество, выписанное из книги великого тайновидца, «ветхозаветного евангелиста» Исаии (54,1-8, 10-15). По свидетельству Павла, который ссылается на это пророчество в Послании к Галатам (4,27), его начало предвозвещает избрание Церкви Христовой от язычников. Но, прочитав его полностью, вы увидите, что сказанное в нем только частью может быть отнесено к апостольским временам, но объемлет собою все историческое бытие Новозаветной Церкви во времени и пространстве. (Текст дается по подлинному изданию славянской «Острожской Библии» 1581 г., так как здесь он по возможности точно переведен с греческого текста 70-ти толковников. Русский Синодальный перевод во многих местах затемняет смысл.)

Пророк Исаия. Новгород, 16в.

«Возвеселися, неплоды неражающая, возгласи и возопии, неболевшая; яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа. Рече бо Господь: разшири место храма своего, и дворов твоих поткни и не пощади (т. е. не стесняй себя), продолжи ужа своя и кольца своя. Укрепися еще надесно, и налево прострися, и племя твое приимет страны, и грады опустевшия населит. Не бойся, яко осрамися (т. е., что тебя стыдили), ни отвратися, яко укорися (т. е., что тебя укоряли): яко срамление вечное забудеши, и укоризны вдовства твоего не помянеши ктому, яко Господь творяи тя. Господь Саваоф имя ему, избавивыи тя. Той Бог Израилев всей земли прозовется. Не яко ли жену оставлену и изнемогшу призва тя Господь, не яко ли жену из юна ненавидену. Рече Бог твой: во время мало оставих тя, но с милостию великою помилую тя. В ярости мале отвратих лице Свое от тебе, но милостию вечною помиловах тя. (...) И от Мене милость Моя не оскудеет Тебе, и завет мира Моего не преставится. Рече бо Господь милуяи тя, смиренаго и разсыпанаго: се утешишися. Се Аз уготоваю тебе анфракс камык твой, и основанию твоему сапфир, и забралом твоим иаспис, и вратом твоим камык кристаль, и огражению твоему камык избранныи. И вся сыны твоя научены Богом, и правдою возградишися. Удалися от неправеднаго, и не убоишися, и трус не приближится тебе. Се приходи (т. е. пришельцы) приидут к тебе Мною, и к тебе прибегнут. Се Аз согражу тя, - не яко кузнец раздымая главня и износя сосуд на дело. Аз бо соградих тя не на пагубу, разсыпати весь сосуд разсыпающ. ...И весь глас, иже на тя востанет на прю, одолееши им всем: повиннии же твои (т. е. противники, которых одолеет Церковь) будут в нем. Се есть причастие служащим Господеви. И вы будете Мне правдиви, глаголет Господь.»

 

Балашиха, сентябрь 2004 г.

 
 

Примечание. Приводя цитаты из Священного Писания на русском языке, автор сверял русский Синодальный перевод с греческим текстом Нового Завета (по кельнскому изданию 1871 года и с текстом славянской Библии острожского издания 1581 года.

Новости | О нас | Фильмы и фотографии | Статьи | Молитвы | История

rus | eng